Я часто слышу мнение о том, что переселенцы ничем не отличаются от прочих жителей Украины. "Пол-Киева живет по съемным хатам", "Мы все начинали, снимая койки", - часто можно услышать возмущенные возгласы пылающих праведным гневом масс. "Такое случается. Надо начинать с начала", - вторят им представители украинской богемы.
Есть ли у него шанс начать все с начала на новом месте? Может ли он снимать на свою пенсию жилье во Львове? Может ли он поселиться в деревне и в свои 64 завести хозяйство и обрабатывать огород? Дождется ли он деоккупации полуострова? И даже если так, то будет ли ему куда вернуться? Что с ним будет дальше? И где ему предстоит доживать свой век?
Это вопросы, на которые украинское государство по прошествии двух лет так и не нашло ответов. Никаких решений, никаких перспектив, никаких шансов...
Количество переселенцев уже почти достигло двух миллионов. Сколько из них, как и этот мужчина, остаток своей жизни проведут в гаражах, подвалах и на чердаках?
В связи с трудностями, с которыми столкнулись внутренне перемещенные лица (ВПЛ), особенно социально незащищенные лица и группы, при получении социальных выплат, цель данного руководства — предоставить обзор доступных видов государственной помощи по состоянию на январь 2016 г., а также некоторые рекомендации с акцентом на подконтрольную Правительством территорию. Обзор подготовленUNHCR(Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев).
На сегодня Правительство приняло ряд законодательных актов и поправок относительно предоставления государственной помощи и льгот для ВПЛ, а также расширило существующие виды помощи и льгот.
Материальная помощь:
1 октября 2014 г. Кабинет Министров (КМУ) принял Постановление №505, предусматривающее выплату ежемесячной адресной материальной помощи зарегистрированным ВПЛ для покрытия расходов на проживание и коммунальные услуги в размере до 884 грн (около 40 долларов США) для нетрудоспоспособных лиц и 442 грн (около 20 долларов США) для трудоспособных лиц, но не более 2,400 грн (109 долларов США) на одну семью. Выплата ежемесячной адресной материальной помощи была продлена на 6 месяцев (Постановление №212-VII от 31 марта 2015 г.), сумма выплаты для инвалидов ІІІ группы повышена до 1,074 грн (около 49 долларов США) в соответствии с Постановлением КМУ №95 от 11 марта 2015 г.
Постановлением КМУ № 535 от 1 октября 2014 г. введена выплата одноразовой материальной помощи из средств, пожертвованных физическими и юридическими лицами на поддержку населения, пострадавшего вследствие конфликта, и ВПЛ. Помощь в основном предназначена для детей-сирот, чьи родители погибли в зоне проведения Антитеррористической операции (АТО), для семей с лицами с ограниченными возможностями, семей со сложными медицинскими случаями, семей с беременными женщинами и многодетных семей. Размер помощи составляет один прожиточный минимум. Размеры выплат колеблются в диапазоне от 1,176 грн до 2,352 грн (около 53–107 долларов США) в зависимости от категории, к которой относятся получатели помощи.
Закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» № 1706-VII от 20 октября 2014 г. предусматривает право ВПЛ на повторную регистрацию и получение социальных и административных услуг по месту фактического проживания, а также предусматривает право на бесплатное временное проживание в течение первых шести месяцев с момента регистрации; содействие в перемещении движимого имущества; бесплатная перевозка на предыдущее место жительства в случае возвращения, а также обеспечение лекарственными препаратами и т. д. Тем не менее, механизм внедрения этого Закона отсутствует.
Постановление КМУ № 595 от 7 ноября 2014 г. приостанавливает выплаты пенсий и других социальных выплат на неподконтрольной Правительству территории до возобновления полного контроля над этими территориями.
Закон о бессрочных справках переселенцев вступил в силу. Что изменилось для ВПЛ?
Со среды, 13 января, в Украине вступил в силу закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц". "Горловский Медиа Портал" разобрался, какие в связи с этим изменения ожидают внутренне перемещенных лиц при оформлении справки ВПЛ, переезде или получении статуса безработного.
Отныне справки переселенцев действуют бессрочно и продлевать их не нужно. Однако существуют случаи, когда такая справка прекращает свое действие:
если переселенец подал заявление об отказе от справки;
если владелец справки совершил преступление (в законе говорится о действиях, направленных на насильственное изменение конституционного строя или на захват государственной власти; террористических акта и всем, что связанно с терроризмом; осуществлении геноцида, преступлениях против человечности, а также военных преступлениях);
если переселенец вернулся на старое место жительства и проживает там больше 60 дней;
если владелец справки переехал за границу;
если при оформлении справки были предоставлены заведомо недостоверные сведения.
Больше не нужна обязательная регистрация в зоне АТО или АР Крым для получения справки. В новом законе говорится, что теперь основанием для взятия человека на учет как ВПЛ является фактическое проживание на территории, с которой переселенцу пришлось уехать.
Если в паспорте или виде на жительства человека имеется отметка о регистрации на территории, с которой осуществляется переселение, справку обязаны выдать в день подачи заявления. Если этой отметки нет, к заявлению нужно приложить все документы, которые могут подтвердить постоянное место жительства на этой территории (военный билет, трудовая книжка, свидетельства о праве собственности на имущество). В этом случае заявление будут рассматривать в течение 15 рабочих дней.
Штамп миграционной службы больше не нужен. Переселенцам теперь не придется каждые 6 месяцев подтверждать свое проживание на новом месте в территориальных органах миграционной службы.
При переезде на новое место жительства необходимо обменять справку. Если переселенец переезжает на новое место жительства внутри страны, ему, как и раньше, нужно в течение 10 дней с момента переезда уведомить УТСЗН по новому месту жительства об этом - в таком случае переселенцу выдадут новую справку.
О переезде на старое место жительства также необходимо уведомить УТСЗН. В случае, если переселенец решил добровольно вернуться на покинутое место жительства, нужно за 3 дня до отъезда уведомить местное управление соцзащиты об этом. Если человек в течение 60 дней не вернется назад, его справка будет аннулирована.
Но существует оговорка: если у внутренне перемещенного лица есть веские причины, по которым оно не может вернуться со старого места жительства в течение 60 дней, срок отсутствия можно продлить до 90 дней. Для этого нужно обратится с письменным заявлением в органы соцзащиты.
Переселенцы смогут удаленно увольняться с предприятий на неподконтрольной территории. Для получения статуса безработного и получения пособия по безработице ВПЛ необходимо заказным письмом направить работодателю заявление о прекращении трудовых отношений. А в местный центр занятости предоставить нотариально заверенную копию этого заявления с подтверждением того, что это заявление направлено работодателю заказным письмом (с описью вложенного в него такого заявления).
Если работодатель не может получить письмо из-за того, что на территории его регистрации не работает почта, заявление об увольнении нужно подать в территориальный центр занятости по месту жительства внутренне перемещенного лица.
Получить статус безработного можно без полного пакета документов. Если переселенец хочет оформить статус безработного, но не может предоставить документы и сведения о периодах трудовой деятельности, заработной плате (доходе), страховом стаже, ему назначается пособие по безработице в минимальном размере в соответствии с законодательством.
Несмотря на то, что сегодня закон вступил в силу, у Кабинета министров Украины есть еще три месяца для того, чтобы привести все нормативно-правовые акты в соответствие с этим законом.
На пунктах пропуска в зоне АТО возникли проблемы с пропусками
Как мы уже сообщали ранее, по данным СБУ, срок действия пропусков через линию соприкосновения, заканчивающийся 31 декабря 2015 года, будет продлён автоматически - без повторного переоформления. Однако на пунктах пропуска возникли некоторые проблемы с пропусками. Как сообщают жители, пересекавшие КПВВ, не пропускали людей с бумажными пропусками, хотя сообщалось, что такие пропуска были отменены и все данные перенесли в электронную базу. Но, видимо, кого-то не успели внести...
"Через Зайцево не пускают сегодня с бумажными пропусками. Одному не поверила, но уже двое утверждают", "Всем у кого бумажные пропуска, нужно было оформлять электронный. Ехали через Зайцево, не пропустили", "Людей реально не пускают с бумажными пропусками", "Только что в Артемовске не пропустили моих родственников по бумажным", "Проехали по бумажным, но нас предупредили, чтобы мы обратились в координационный центр или на сайт СБУ для продления пропуска", - пишут пользователи в соцсетях.
В то же время, есть сообщения, что с пропуском нет никаких проблем. "На "Новотроицком" в обе стороны машин нет. Ехали с бумажными. Проехали без проблем и быстро!", "Вчера ехали через Артемовск и всех пропустили с бумажными... Все пропуска были до 31 декабря, потом ехали обратно и нас так же впустили".
Официальной информации или разъяснений по данной проблеме от Госпогранслужбы или СБУ пока не было.
Тепер нарешті ми можемо розказати вам про ті суми коштів, які вже були залучені та розподілені відповідною Комісією, яка на центральному рівні займається цим питанням. Нагадаємо, з місцевого рівня реєстр одержувачів передають до Мінсоцполітики 2 рази на місяць, а Міністерство, у свою чергу, на їх основі готує пропозиції до центральної Комісії щодо виділення коштів назад на обласний рівень. Тож саме від швидкості роботи Міністерства та центральної Комісії залежить, як довго чекатимуть допомоги ті, кому таку можливість підтвердили місцеві Управління соцзахисту, адже терміни їх роботи в Постанові не врегульовані.
Відповідно до Постанови №535, до складу Комісії входять представники Мінфіну, Мінекономрозвитку, МВС, МОН, Мінрегіону, МОЗ, ДСНС, Казначейства та голова громадської ради при Мінсоцполітики. А також – представники самого Мінсоцполітики та представники громадських організацій. Завданням Комісії є здійснення розподілу коштів між областями та м. Києвом за поданням обласних та Київської міської держадміністрацій.
За весь час роботи Комісії центрального рівня було проведено всього 6 засідань – в грудні 2014 (ще до її формального заснування для розробки рекомендацій по виділенню коштів), в лютому, березні, червні, вересні та листопаді 2015.
У період з 13.02.2015 по 30.11.2015 одноразову грошову допомогу сплачено 4094 особам на загальну суму 6 млн 242 тис. 634 грн,
Станом на 30.11.2015 на рахунках Мінсоцполітики знаходиться всього 18,1 тис. грн, 54,6 тис. доларів США та 100 тис. євро.
Юрист Донецкой обласной организации ВОО«Комитет избирателей Украины»
Руководитель Луганской правозащитной группы
Целовальниченко Н.Е.
Этот вопрос достаточно часто звучит от переселенцев, которые обращаются в нашу юридическую приемную, и является очень актуальным не только для переселенцев, но и для мирных жителей оккупированных территорий. И это понятно, поскольку люди опасаются утратить свое жилье из-за долгов, боятся начисления непомерных штрафных санкций, даже если они и не могут в настоящее время пользоваться своим жильем на оккупированной территории. Со стороны оккупационных властей неоднократно поступали угрозы в адрес переселенцев и неплательщиков среди мирных жителей о «национализации» или «заселении нуждающимися» такого жилья «за долги».
В нашей статье мы не можем рассматривать вопрос о том, чем руководствуются представители «ЛДНР» в данной сфере, так как любые действия т.н. «ЛДНР» в отношении собственности украинских граждан априори являются незаконными. Однако, открытым остается вопрос правомерности деятельности предприятий, которые предоставляют жидищно-коммунальные услуги на оккупированной территории и начисляют задолженнность.
Отець Михайло Ющишин вже впродовж 16 років настоятель храму Царя Христа УГКЦ в Луганську. Нещодавно він побував на рідній Івано-Франківщині, адже народився у Вільшаниці Тисменицького району.
«У кожної людини щодо долі є певне призначення Божого провидіння, — каже отець Михайло. — Приходячи на світ, людина вже має якусь місію від Господа. Мабуть, як священика, мене Господь благословив для праці у Луганську. Закінчивши навчання в Івано-Франківську, владикою Софроном Мудрим я був рукоположений у священики вже для Луганської парафії. У 2000 році я приїхав і обійняв уряд парафії Царя Христа УГКЦ».
Священик згадує свою дорогу до Луганська. «Було цікаво пізнати схід, бо тут, в Галичині, я бачив одну сторону України, одну сторону своєї Церкви. Переїхавши на схід, я побачив іншу сторону медалі — якою є багатогранною наша Україна. Особливо, коли їхав півтори тисячі кілометрів і бачив — які є простори і багатства нашої держави, які є прекрасні люди. Отже, Господь благословив, щоб там була наша Церква».
Парафія, до якої приїхав отець Михайло Ющишин, була зареєстрована в Луганську 1992 року. На момент його приїзду вона вже діяла декілька років. Як він розповів, першими парафіянами були вихідці з Західної України ті, які чи працювали там, чи пройшли ще «радянські Сибіри» і звідти не мали змоги повернутися на рідну Галичину, мусіли працювати на сході. «Звісно, вони хотіли мати свою парафію, молитися до Бога, просити за державу Україну, яка тільки здобула свою незалежність», — розповідає священик.
«Якщо взяти процентне відношення, то десь 70-80 відсотків перших парафіян були вихідцями із заходу України. Хоча потім, з часом, за 16 років я бачу, як процентне відношення зростає в бік переваги місцевого населення, — ділиться враженнями отець Михайло. – Цікаво, що місцеве населення, особливо, українська луганська інтелігенція свідомо вибирала УГКЦ і приходила до нас. Таким чином будувалася духовна українська спільнота. Наприклад, ми збирали в минулі роки в Луганську дітей на свято Миколая. Вони із захопленням сприймали святого Миколая в митрі з мішечком подарунків, вони були вражені. І таке дитяче сприйняття – воно завжди відкладається на довго. Наші старші парафіяни згадували як їх бабусі брали до церкви, як вони молилися, вперше сповідалися. Тому я думаю, що такі моменти для дітей дуже важливі».
Крім настоятельства на парафії Царя Христа, о. Михайло ще є головою товариства «Просвіта» Жовтневого району м. Луганська. «Зараз є прекрасний час переоцінити те, що було, і те, що зараз відбувається», — з сумом зауважує священик.
Від початку війни на сході отцю Ющишину було заборонено перебувати в Луганську, але він все ж повернувся до своїх парафіян:«Було таке, що наша влада церковна — і владика Степан, і Блаженніший Святослав не дозволяли мені заїжджати до Луганська. Але коли люди з другого боку, наші парафіяни, телефонували і зі сльозами на очах питали коли я приїду. Адже іде Різдво і як це без Літургії, без коляди, без сповіді, Причастя? Вони вже звикли за 15 років до постійного релігійного життя! Мені треба було зробити якийсь вибір, шукати як туди приїхати. І коли з другого боку просять, то священик як душпастир мусить бути зі своїми людьми».
Отже о. Михайло вирішив повернутися: «У Сєверодонецьку, мабуть, Господь підказав таку думку: зайти в єпархію Московського Патріархату, до владики Сєверодонецького і Старобільського Никодима. Я сказав йому, що я греко-католицький священик і хочу заїхати до Луганська, бо там мої люди, свята наближаються і хотів би з ними бути. З приємністю хочу сказати, що владика мене прийняв дуже добре, ми майже годину спілкувалися. Він розпитував про нашу парафію, чи не пошкоджений храм, чи ніхто з людей не загинув. Просто по-людськи і як пастир. Виявилася духовність цього архиєрея. Тоді я попросив, щоб він влаштував мені зустріч з митрополитом Луганським УПЦ (МП) Митрофаном, щоб мати своєрідну моральну безпеку під час переїзду блокпостів. Отже, заїхавши до Луганська, я побував у митрополита Митрофана. Теж дуже гарно, по-людськи, по-божому він прийняв мене. Розпитував, давав певні рекомендації: щоб я зайвого не говорив, зважав на себе і на безпеку своїх парафіян, щоби пам’ятав, що є комендантська година, яку не можна порушувати, бо можна потрапити у халепу. Ми є священиками, а між священиками мають бути людські стосунки. А одного разу я навіть відчув вияв поваги від представника місцевої влади за те, що не залишив свою паству. Коли священик відчуває своє покликання, відчуває своє місце – Господь допомагає. Тоді це викликає повагу у всіх».
Отже, маємо в Луганську справді живу парафію УГКЦ. До якої, як розповідає отець Михайло Ющишин, приходять в будні і свята вірні різних конфесій. «Коли ми святкували храмове свято Царя-Христа, у нас були присутні два православні священики і римо-католицькі парафіяни, які залишилися без духовної опіки. Є і священики УПЦ (МП), які час від часу до мене звертаються і повідомляють про потреби наших вірних. Я теж повідомляю їм про потреби їх вірних. Отже, співпраця є. І якщо би була при владі більша співпраця, то ми могли би працювати у напрямі єдності та єдиної Церкви».
Чешская гуманитарная международная организация "Человек в беде" продолжает прием заявок от вынужденных переселенцев для участия в проекте оказания гуманитарной помощи «Восстановление источника средств к существованию», - сообщают волонтеры группы «Донбасс SOS».
Цель проекта: оказать помощь в восстановлении источника средств к существованию лицам, имеющим опыт и/или навыки в деятельности, которая может стать постоянным источником дохода. Проект предусматривает предоставление денежного гранта в размере от 250 до 1000 долларов США для оплаты заявленных расходов, необходимых для осуществления деятельности.
В проекте могут принимать участие физические лица, проживающие в Донецкой и Луганской областях (внутренне перемещенные лица и местные жители).
Обязательное условие для участника: наличие достаточного опыта в деятельности или занятии (хобби, навыке), которые способны принести доход. Опыт предпринимательской деятельности не обязателен).
За время проведения антитеррористической операции на Востоке Украины от боевых действий пострадали сотни тысяч жителей. В большинстве случаев люди просто лишились крова в результате обстрелов или попадания снарядов. Украинские и международные мониторинговые миссии фиксировали тяжелые последствия обстрелов жилых кварталов в городах, где бои продолжались длительное время – Донецк, Луганск, Углегорск, Иловайск. Такие населенные пункты, как Спартак, Пески, Широкино в результате АТО были разрушены более чем на 90%.
Отстаивать свое право на компенсацию имущества, потерянного в зоне АТО, в отечественных судах дело почти бесполезное, уверены эксперты. Факты ущерба надлежащим образом не фиксируются, а при отсутствии надлежащей доказательной базы ожидать положительных судебных решений нельзя. И это при том, что согласно украинскому законодательству, весь ущерб, причиненный в результате террористических актов, должен безоговорочно компенсироваться. В то же время, большое количество повреждений было нанесено в результате действий непризнанных республик, находящихся в сфере влияния России. Соответственно, и они должны взять на себя часть ответственности за разрушения. Однако Россия не признает себя участником конфликта на Донбассе, следовательно – ни о какой компенсации с ее стороны в добровольном порядке речь идти не может.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются пострадавшие, — точно установить вину конкретной стороны, как правило, не удается. Не редкость, когда в результате боевых действий между двумя конфликтующими сторонами были массовые разрушения жилья, имущества, но определить, кто именно и с какой стороны осуществлял обстрел, сейчас уже невозможно. Эксперты констатируют, что эффективного расследования этих вопросов в Украине просто нет, как и централизованного центра, который бы собирал информацию о каждом конкретном случае.
Украинский Хельсинский союз разработал схему подачи жалобы в Европейский суд по правам человека по возмещению имущественного вреда в зоне АТО. Все юридические аспекты этого процесса вы узнаете из сюжета эксперта Анны Россомахиной.
Необходимые документы и образцы заявлений:
Форма подачи иска в Европейский суд по правам человека часть 1 (скачать форму)